Жить стало лучше, жить стало веселей

28 октября в конференц-зале отеля «Бристоль-Жигули» стартовал фестиваль-конкурс телевизионных проектов «Моя большая страна». Действие всероссийскоuго масштаба. Зрители вышли на морозную улицу со смешанными чувствами от произошедшего.

Рассказать о нас самих

На фестиваль-конкурс участники предоставляют свои телепроекты, посвящённые национальной тематике. Жюри в закрытом режиме просматривает работы, совещается, и на следующий день выносят вердикт. То есть всё мероприятие занимает всего 48 часов. Цель конкурса простая – узнать, как живут в глубинке, и показать это всей России.

Как комментирует Валерий Тишков, член президиума совета при президенте по межнациональным отношениям:«Задача фестиваля – развить опыт журналистов, занимающихся национальными вопросами. И, конечно, с помощью представленных работ мы должны рассказать о нашей стране и о нас самих».

Валерий Тишков

Тишков продолжает: «По территории Россия – страна номер один. У нас есть уникальный опыт – сохранение некоторыми народами их древней культуры. Раньше их жизнь профессионально освещали. После распада СССР у нас уже выросло новое поколение журналистов, некомпетентных в этом вопросе. Таких нужно воспитывать. Не стоит забывать и о зрителях – телепроекты, заявленные сегодня, нужны для развития этнографической культуры нашей страны».

Следующим в руку микрофон берет Александр Малькевич, руководитель холдинга «КЧР Медиа». Называет несколько показательных цифр: 49 регионов приняли участие в фестиваль-конкурсе, поступило свыше 250 заявок от 190 телекомпаний. «Все работы глубокие, серьёзные и, главное, добрые. Этого многим федеральным СМИ сегодня не хватает» — отметчает Малькевич.

О каких именно федеральных СМИ говорил Малькевич сразу неясно. То ли о «Первом канале», «России 1» и «России 24», которые, как верные псы, лают на тех, кто сегодня не мил режиму. То ли о либеральных каналах типа побитого «Дождя» и развивающегося «РБК». Однако Малькевич развеял тяжёлые думы зрителей, поблагодарив неизвестно за что Роспечать и губернатора нашей области.

Нужно писать и печатать

Следующим слово берёт Валерий Антипов, шеф-редактор службы цикловых и тематических программ т/к «Россия 1». Он распространяется о том, что сегодня активно стали говорить о «русском мире». Он полагает, что мы существуем в параллельных мирах. То есть, «в глубинке обсуждают русский мир, а у нас, в Москве, думают о вхождении в игольное ушко Европы».

Антипов подмечает и другую проблему: «В журналистской суете как люди работают? Прибежал, схватил, убежал. Но вот мы смотрим работу о жизни на Ямале. Видно над ней ребята сидели месяца три. В этих болотах, на полях… Неторопливое гляденье делает их фильм чудесным. Как раз такого вдумчивого созерцания жизни своей страны не хватает сегодняшним журналистам».

Завершил своё выступление Антипов словами сожаления: «Мне очень жаль, что в городе проходит фестиваль, а город его не видит. Если в следующий год фестиваль будет проходить в Самаре, то сделайте, пожалуйста, его публичным».

В ответ один из членов жюри обещает выполнить просьбу. Тем более, на конкурс больше всего заявок поступило от Самарской области. По правилам фестиваля, мероприятие в следующем году будет проводиться в том регионе, который оказался самым активным. А работы можно посмотреть 29 октября с 12 до 16 часов в конференц-зале отеля.

Начинаются вопросы от журналистов. Представитель одного регионального СМИ, подведомственного местному правительству, отмечает, что последние два года наблюдается бурный рост «позитивных» мероприятий. Он интересуется, влияет ли проведение подобных действий на патриотический дух.

Однако Антипов не стал кричать ура-патриотические высказывания в сторону нашего губернатора. Ответил, что «подобные мероприятия проводятся в большинстве регионов». Затем добавляет: «У вас миллионный город, поэтому грех вам не развивать патриотический дух у населения». Дескать, нечем здесь хвастать.

Завершает пресс-конференцию: «Когда Штирлиц шёл по коридору, никого не было, все смотрели телевизор. Потому, что было всего два канала. А сегодня у людей появился выбор, они пристрастились к электронным девайсам. Газеты стали забывать. Но не стоит отчаиваться. Надо писать. Тиражи будут падать, но писать всё равно нужно».

Русский мир?

Объявляется перерыв. В зал заходят студенты и ещё несколько журналистов. Тишков долго разговаривает с местной публикой, Антипов в раздумьях ходит по залу. Объявляется открытие мастер-класса «Национальная политика СМИ в мультикультурных регионах».

Антипов берёт слово: «О национальном вопросе пишут непрофессионалы. Нужны специалисты. У нас были попытки сделать кодекс для таких журналистов. Не вышло. Создали лигу журналистов, которая пишет на этническую тематику. Но всё же в большинстве своём писать о национальностях в России не умеют. Много грязного языка. Ведь нужно дать объективную, не шовинистскую точку зрения. К примеру, чтобы бурятов не называли китайцами».

Тишков объясняет, что добиться таких результатов можно только в случае разъяснения того, на чём построено наше государство.

«Проблема в упрощённых медийных установках. Вместо надрывной трагедии о вымирании русского народа нужно компетентно освещать жизнь других этносов в России», – отмечает Тишков.

Антипов, дополняя своего коллегу, предлагает не ориентироваться на Запад: «Огромная часть страны смотрит в светлую даль – на Запад. Сформировалась даже негласная национальная идея: «Нужно жить как на Западе. Но мы, дорогие друзья, свернули шею и смотрим зачем-то туда, забывая о русском мире».

Один из слушателей в зале спрашивает, стоит ли освещать «Русский марш» в СМИ. Тишков отвечает, что нужно просто перестать делать это новостью. Антипов напоминает своему коллеге о таком феномене как интернет: «Манежка собирается по свистку из интернета. Болотная – тоже. Поэтому освещать надо. Но должна быть сухая информация, чтобы не привлекать людей. Нужно обязательно указать число сотрудников правоохранительных органов. Тогда люди точно не пойдут».

Местный блогер интересуется, какие проблемы русского народа видят эксперты. Тишков в ответ называет пьянство — на этом, по его мнению, проблемы заканчиваются. Зато начинаются хвалебные песни: «С точки зрения политического представительства – возьмите Госдума и наше правительство. Разве там много евреев и кавказцев? Нет! Проблемы благоустройства тоже нет. Я не верю официальной статистике, что на Северном Кавказе люди живут плохо. Был там, видел всё собственными глазами. Уровень жизни там уступает только московскому».

Так, и завершается встреча с экспертами, посвящённая национальному вопросу в нашей стране, но скатившая до банальной пропаганды политики действующей власти, и показному неприятию нынешней оппозиции.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.