Новая Закамская Линия: хитросплетение миров

Самарские археологи впервые приступили к полному мониторингу разрушений на одном из самых колоссальных сооружений, созданных когда-либо на нынешней территории региона. Большая часть Новой Закамской линии, более известной в народе как Исторический вал, общая длина которой около 240 километров, находится именно в Самарской области. В ближайшее время на объекте должны пройти раскопки, а пока учёные подсчитывают количество разрушений на линии и масштабы предстоящих работ.

Все названия этого гигантского объекта условны. Наиболее известно наименование Исторический вал. Но, по сути дела, оно ни о чём не говорит. Мало ли валов и рвов было создано в наших краях за всю его неспокойную историю?.. В академической литературе он известен как Новая Закамская линия. Но и это название условно. Его специально ввели учёные для того, чтобы отличать от другой Закамской линии – оборонительной черты, созданной ранее несколько севернее оборонительного рубежа, о котором идёт речь. В документах же времён строительства этого ключевого форпоста обороны Российской империи он назывался просто Закамская линия.

Удивительно, но подлинная история этого, пожалуй, самого заметного невооружённым взглядом археологического объекта на территории Самарской области также практически неизвестна широкой общественности. Население, обитающее возле валов, рвов, редутов и крепостей Новой Закамской линии, обычно связывает постройки с именами Степана Разина и Емельяна Пугачёва. И даже сайт «Самарская губерния. История и культура», созданный при поддержке Правительства Самарской области, повторяет странную антинаучную версию организации «Авеста» о постройке Исторического вала «некой могущественной и многочисленной расой огнепоклонников».

Между тем реальная история создания Новой Закамской линии достаточно хорошо изучена специалистами. Например, самарский историк доктор исторических наук Эдуард Дубман написал обстоятельную монографию, посвящённую линии, которая издавалась дважды в 2004 и 2005 годах. История этих оборонительных сооружений полна трагических и героических страниц. Но, увы, имена её создателей практически неизвестны жителям региона. Этот циклопический дорогостоящий проект прослужил по своему назначению всего лишь несколько лет, но при этом серьёзно повлиял на развитие многих территорий нынешней Самарской области.

Сооружения Новой Закамской линии начали возводиться в 1731 году, в эпоху правления Анны Иоанновны. Нужно заметить, что тогда спокойное в последующие эпохи Заволжье представляло собой конфликтную зону на границе постоянно расширявшейся на восток Российской империи и степного мира кочевников. Русские, мордовские, чувашские и поселения других земледельческих народов здесь было возводить крайне опасно. По сути дела, Самара в ту эпоху была чуть ли не единственным отдельно стоящим форпостом империи в этом регионе. И её гарнизон не мог справиться с защитой населения в Заволжье. Населённые пункты, периодически возникавшие в этом регионе, часто уничтожались кочевниками. Помимо того что Заволжье было лакомым куском для земледельческой колонизации народами Российской империи, неподалёку от Самары у властей появились и более важные стратегические интересы. Около Сергиевска была найдена сера, необходимая для производства пороха, что было крайне актуально в ходе масштабной Северной войны. Одним словом, вопрос о продвижении реальной, а не декларативной власти Российской короны в Заволжье встал очень остро. Причём ещё при Петре I, который, впрочем, так и не успел реализовать проект.

Но кочевой мир не хотел отдавать свои земли. Наиболее активно в регионе противостояли колонизации три воинственных кочевых народа, ныне живущих вполне мирно по соседству. Два из них имеют сейчас свои национальные республики в России, а третий – в Узбекистане. Это башкиры, калмыки и каракалпаки. Местное русское население не вдавалось в этнографические нюансы и различало кочевников не по языку или костюму, а по их действиям. В исторических документах говорится, что калмыки обычно промышляли здесь простым грабежом, башкиры грабили и убивали земледельческое население, а каракалпаки обычно уводили пленников с собой. Особую роль в регионе играли башкиры, для которых земли Заволжья являлись традиционными охотничьими угодьями. Именно они помешали окончательной реализации проекта Новой Закамской линии, которая не приобрела окончательные черты, задуманные в первоначальном проекте. Чем-то ситуация с отгораживанием земель при помощи линии российскими властями напоминала отделение палестинских территорий стеной в современном Израиле. Как и палестинцы, башкиры проявляли крайнее недовольство строительством, и российским властям даже пришлось пойти на временные уступки.

Строительство нового оборонительного рубежа государства в 1741 году было поручено тайному советнику Фёдору Васильевичу Наумову. Кстати говоря, именно его именем была названа деревня Фёдоровка, ныне являющаяся микрорайоном в Комсомольском районе Тольятти. Строителю оборонительных рубежей так понравились волжские просторы, что он решил даже обзавестись имением в этих местах.

Строительство велось в спешке и с недостатком рабочей силы и инструментов. Сенат торопил Наумова, невзирая на его предостережения о возможных упущениях в качестве работ. Строилась линия преимущественно силами крестьян из окрестных районов. В разгар возведения масштабных оборонительных сооружений на работах трудилось около 15000 человек за строительный сезон (правда, в две смены).

В результате на карте нынешней Самарской области появился ряд новых населённых пунктов. Таких, например, как Красный Яр или крепость Кондурча. Со строительством укреплений значительно разросся Сергиевск, где к тому времени уже прекратили добывать серу из-за нерентабельности, но о целебных свойствах серных источников близ населённого пункта уже было известно. Фактически, но не юридически, в новый оборонительный рубеж вошла и Самара. Вал начал возводиться от пригорода Алексеевска (современная Алексеевка). Но территория между Самарой и Алексеевском к тому времени уже хорошо охранялась гарнизонами этих крепостей. Именно ко времени возведения Исторического вала относится составление первого топографического плана Самары в 1731 году. На нём можно видеть уже не кремль, построенный князем Григорием Засекиным, а более поздние укрепления по соседству с ним. Первый самарский кремль сгорел в пожаре 1703 года, а рядом позже были построены земляные укрепления, названные на плане «Замком».

В этом году внимание к Новой Закамской линии было привлечено известиями о том, что часть одного из редутов, входящих в оборонительную систему, располагающегося у села Большая Каменка Красноярского района, была разрушена. Около 250 метров оборонительных сооружений было повреждено при расширении битумно-асфальтового завода по соседству. Впрочем, благодаря обратившему на это внимание самарцу Андрею Седых стараниями областного министерства культуры разрушения удалось остановить. Более того, нарушители обязались восстановить отрезок в первоначальном виде. Возможно, в ближайшее время на месте разрушений часть редута будет реконструирована даже в первоначальном виде на средства того самого битумно-асфальтового завода. В том виде, каким редут был на момент постройки линии.

Впрочем, это далеко не единственное повреждение Исторического вала на всей его огромной протяжённости. Вероятно, целостность построек начала нарушаться уже в XVIII веке, когда он утратил своё стратегическое значение. И с тех пор хозяйственная деятельность в этих местах не прекращалась. Большинство разрушений произошли ещё до того, как вошло в обиход само понятие «охрана памятников археологии». По заказу областного министерства культуры самарские археологи из научно-производственной фирмы «Гефест» приступили к гигантской кропотливой работе – мониторингу всех нарушений целостности самого Исторического вала и относящихся к нему оборонительных построек. Порой разрушения видны чуть ли не каждые 100 метров. Где-то вал перерезают грунтовые дороги, где-то через него проложены трубы… Каждое такое место привязывается при помощи GPS и фотографируется. Такая работа проделывается впервые за почти три столетия, прошедшие со времени возведения укреплений.

Впрочем, в ходе мониторинга археологов ожидали не только печальные картины разрушений, происходивших столетиями, но и приятные находки. Например, на хорошо сохранившемся благодаря тому, что он сейчас зарос лесом, Заинском редуте в Сергиевском районе был найден большой провал земли. Скорее всего, на этом месте находился пороховой погреб. Вероятно, по итогам мониторинга на разрушающихся частях Новой Закамской линии археологи проведут не только осмотр, но и земляные работы, которые могут рассказать о сооружении много нового. Лишь единожды, в 2001 году, учёные на месте повреждений прорезали вал и исследовали его структуру в одном единственном месте. И полученных сведений явно недостаточно для того, чтобы понять все тонкости технологии его возведения.

Впрочем, вряд ли исследователям приходится рассчитывать на обнаружение кладов или других сенсационных находок во время своих изысканий на территории линии. Судя по форумам чёрных археологов, даже они понимают, что здесь особо нечем поживиться. И вот по какой причине. Гигантский дорогостоящий и невероятно затратный нацпроект по возведению Новой Закамской линии прослужил по своему назначению всего несколько лет. Практически сразу после окончания строительства южнее была построена новая оборонительная черта – Самарская линия. Частью этого проекта, в частности, была постройка города Оренбурга на его нынешнем месте (ранее Оренбургская крепость строилась на месте современного Орска). Таким образом, наш Исторический вал оказался в тылу и утратил какое-либо стратегическое значение для обороны от степного кочевого мира.

Что небезынтересно, постройки Самарской линии, возведённой позже и дольше использовавшейся по своему прямому назначению, практически не сохранились до наших дней. А Новая Закамская линия – один из самых масштабных и оказавшихся бесполезными проектов времён царствования Анны Иоанновны, несмотря на все разрушения, имеет довольно хорошую сохранность. И служит прекрасным величественным памятником фортификационной науке XVIII века. Более того, линия является прекрасным символом того, что наш край находится на стыке двух миров: лесного земледельческого и степного кочевого. И именно непростое хитросплетение этих двух миров подарило ему неповторимое своеобразие.

Поэтому, несомненно, Новая Закамская линия должна и впредь сохраняться для потомков. Отрадно, что работы по её сохранению начались. Возможно, в скором времени мы увидим и реконструкции оборонительных сооружений, которые станут неплохими туристическими достопримечательностями и обратят внимание населения на настоящую, а не выдуманную историю Самарского Заволжья.

1 thought on “Новая Закамская Линия: хитросплетение миров”

  1. Наверно в первый раз попалась нормальная, правдивая статья о линии. Если убрать опечатку и указать правильный год начала строительства а именно 1731, 20 сентября. То считаю статья без грешна. Но вот интересно а те что порушили линию её ручками, планированием будут восстанавливать или пригонят бульдозер и все? А лет через 10 она просто раствориться, кто их проконтролирует?

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.