ЧМ-2018: новый старт региона

Свершилось. Чемпионат мира по футболу все-таки пройдет в Самаре. Первые восторги потихоньку улеглись. И теперь, когда стало ясно, что чемпионат будет, неплохо бы всем жителям губернии от мэра до дворника понять, зачем нам нужен этот чемпионат. Ответы, конечно, получатся разные до диаметральности. Но будет, надеемся на это, и некая общность. Более конкретная, чем очередные пафосные речи про большую ответственность и огромную работу. Или наоборот?

ЧТО БУДЕТ

Летом 2018 года в Самаре, как и в ряде других провинциальных городов России, пройдет по несколько игр группового турнира чемпионата. Возможно, если мы очень постараемся, нам отдадут один четвертьфинал. Максимум шесть игр в течение двух недель. И несколько десятков тысяч болельщиков. Например, английских, или аргентинских, или и тех, и других. Но недолго, побуянят и разъедутся — отсидимся на дачах летом две недели. Собственно, ради этого «праздника спорта», беспрецедентного для нашего города, и затеваются все огромные перемены в жизни Самары и региона, сегодняшней и будущей. Приятно, конечно, посмотреть живьем на великих игроков грядущего, имен которых мы пока не знаем, потому что сейчас они еще не великие. Можно будет показать наш город всему миру, есть, правда, мнение, что в основном в части организации досуга иностранных гостей. Себя показать. Но странно, согласитесь, устраивать только ради этого дорогостоящий движняк, грандиозный по масштабам региона, сравнимый со строительством ГЭС и АвтоВАЗа. Вот только польза для народного хозяйства разная. И не стоит потчевать друг друга байками про создание новых рабочих мест. Глупо было бы предполагать, что тысячи людей приехали на строительство, скажем, Автограда только для того, чтобы занять себя. Завод до сих пор машины делает. И труд, и деньги, вложенные в его постройку, окупились не один десяток раз. А что за мощности мы создаем на стрелке? Должен быть у этого проекта второй, третий и десятый смысл и польза.

ЧТО ЕСТЬ

Несмотря на то что про чемпионат известно уже давно, сделано в Самаре очень мало. Но кое-что все-таки есть.

Площадка. Принята и утверждена в качестве площадки для стадиона территория на стрелке рек Волги и Самары. Есть, правда, те, кто против этого участка. И депутат СГД Михаил Матвеев сразу же после объявления об участии Самары в ЧМ заявил в своем ЖЖ, что сейчас самое время решить вопрос с площадкой. По его мнению, под стадион надо отдать территорию ЗИМа. При всех доводах за и против стрелка уже выбрана, забита комиссией ФИФА. По этой территории в городском округе Самара были проведены публичные слушания. И представители общественности поддержали перевод земель… И именно здесь особенно отчетливо прозвучали

ДОВОДЫ «ПРОТИВ»

Большинство из тех доводов, что прозвучало на слушаниях, были абстрактны.

В основном все возмущались тем, что уничтожат старую Самару. Памятники архитектуры под угрозой. При этом ни один из защитников старины не смог назвать ни одного памятника на территории. Хотя они там есть. Говорили и о том, что построить стадион на этом месте невозможно по той причине, что порт стоит на пойме реки, на намытых в XIX-XX веках песках. Бодрый и быстрый ответ главного архитектора губернии Баранникова лично меня больше насторожил, чем успокоил. В худшем случае возникнет еще одна проблема. Еще одна, потому что их много. Они не носят характера природного или социального. Все гораздо проще и грустней. Нам неизвестны масштаб и стоимость этого строительства. Набережная протянется еще на несколько километров.

А сколько будет стоить километр?

А мост?

А транспортные проблемы решить? Возможно, это будет дороже, чем мы сейчас думаем.

И кто же заплатит за это удовольствие? По рассказам господина Баранникова, этот проект, как и многие другие подобного типа, будет финансироваться из бюджетов разных уровней, ну, и частник поможет. Областной бюджет дефицитен, городской бюджет не так велик – откуда в них появятся эти лишние миллиарды?

И это при том, что мы все снова заговорили о кризисе. Получится? Пока никто не может дать вразумительного ответа. Но вот конкурс на проект стадиона оценен в миллиард семьсот миллионов. Можете посмотреть на сайте госзакупок. И это только стоимость проекта. По-моему, тоже ответ, хоть и косвенный.

Но мы уже решили – вносим изменения в Генплан и строим стадион на стрелке. Непонятно, на какие шиши и какими техническими средствами. И это наше будущее, которое мы выбрали себе сами. На слушаниях, собравших сто и одного человека (меня!), восемьдесят поддержали изменения, восемнадцать были против и трое воздержались. Даже самая простая личность может сыграть свою роль в истории, если окажется в нужное время в нужном месте.

Из материала «Новой» (весна 2012)

То есть строительство стадиона можно вести на законных основаниях. И, пожалуй, это все, что у нас есть на 100%. Остальное под вопросом.

Выполнены работы по планировке территории. Недешево, кстати, обошлось, свыше 30 миллионов. Но проект планировки, по мнению многих архитекторов, сделан на очень низком уровне. И городской департамент не спешит утверждать работу, выполненную коллегами из области.

Нет ясности с транспортной схемой. Нет четкого представления об использовании прилежащих территорий. То есть на проекте планировки, например, не предусмотрено в достаточном количестве парковочных мест, и предполагается, что паркинги и стоянки расположатся на другом берегу Самары, а люди пойдут через мост пешком, километра полтора.

И как будет обеспечена доставка общественным транспортом, тоже не ясно. Например, обсуждается концепция использования скоростного трамвая, и на схеме планировки трамвай есть.

Вот что писал Антон Буслов в комментариях к схеме:

Первое, что мы можем заметить, что к стадиону протянется трамвайная линия (ну, я первым делом замечу, так как бежевую на бежевом ее сложновато найти). Она включена в план территории, и кольцо трамвая расположится у 6-го причала, обеспечив транспортом всю территорию проектирования, а также речной вокзал. Там же будет создан трамвайно-троллейбусно-автобусный пересадочный узел. Поскольку здесь же будет размещена часть парковок, оставив машину, посетители стадиона смогут подъехать ближе к его входу на трамвае. После окончания матча от кольца до стадиона будет достаточное расстояние, чтобы дозировать нагрузку на транспортную систему. На кольцо после матчей будут подаваться вагоны разных маршрутов, в том числе тех, которые в обычном режиме ходить туда не будут. Это нужно, чтобы удобно развезти всех по городу без пересадок. Линия войдет в город одним из двух путей — или через улицу Фрунзе, или через улицу Галактионовскую. Вопрос о демонтаже трамвая в центре города — снят…

Но минтранс области в октябре этого года объявляет, что трамвай будет снят с улицы Фрунзе и до Хлебной площади не дойдет. Из-за строительства Фрунзенского моста. Проекта которого никто не видел, и как он будет соединен с остальным, понять сложно. А надо. Времени на самом-то деле не очень много.

ПЯТЬ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ ИЛИ 2000 ДНЕЙ

Если просто перечислить все, что необходимо сделать за это время, голова пойдет кругом и первая мысль будет: невозможно. А надо. На заседании градостроительного совета мэр города Дмитрий Азаров сказал, что уже через год нужно будет переходить к стадии строительства. Возможно ли это? Особенно если учесть необходимость переноса речного порта и поднятия береговой отметки до безопасного уровня. Среди самарских архитекторов нет единого мнения насчет необходимости поднятия береговой отметки. Но кроме архитекторов есть еще и МЧС. Которое серьезно ужесточило свои требования по объектам, расположенным у водоемов, после событий в Крымске. И если предположить, что намывать грунт все-таки придется, то все работы на стрелке должны включить в себя полтора года намыва и усадки грунта. Опять же для этого нужно место, где есть необходимый объем песка, землеснаряды, баржи и т.д. Объем работ трудно даже предсказать. Возможно, что и не понадобится, но четкого понимания сейчас по этой теме нет. Так же как и по многим другим вопросам. Чемпионат, к сожалению, многими воспринимается исключительно как возможность обогащения. Чрезмерное завышение цены уже привело к отмене конкурса на разработку проекта стадиона. Это было личное решение губернатора Меркушкина, яркое проявление того, что называется политической волей. Похоже, что именно этой волей и будет в конечном итоге подготовлен и проведен чемпионат мира по футболу в Самаре.

НЕРАЗРЕШИМОСТЬ?

Помимо строительства стадиона огромное влияние при организации и проведении игр чемпионата уделяется транспортной доступности и общей городской инфраструктуре. При этом планируется сохранить исторический облик города и отреставрировать полуразрушенные памятники архитектуры, да и средовую застройку в центре Самары. Сами по себе, при учете нашей строительной практики, эти вопросы решить одновременно просто невозможно. Крупное транспортное строительство неизбежно приведет к разрушению городской среды, хотя ЧМ-2018 имеет серьезный шанс стать первым исключением из правил. Или новым правилом. Пока же остается гадать, как будет доставляться болельщик из Курумоча на стрелку за необходимые по нормативам ФИФА 40 минут. Даже при условии постройки магистрали Центральной, в которую не верят и про которую говорят уже свыше 40 лет, добраться от Курумоча до стадиона за нужное время смог бы только Шумахер. Или экс-губернатор Артяков. Значит, должны быть какие-то варианты с продолжением ветки электрички. Или другого электротранспорта, который так любит Антон Буслов и который есть в его концепции транспорта для ЧМ-2018, неувязанной, правда, с областным министерством транспорта. Тем более что железная дорога от вокзала до стадиона уже есть. И по ней даже ходят поезда. В порт, который скоро перенесут, не совсем, правда, понятно, куда. И кто оплатит этот переезд, тоже не ясно. И это лишь малая часть вопросов. Дальше — больше.

СТАДИОН ЗАПАСНОЙ СТОЛИЦЫ

Третий по стоимости. Одиннадцать миллиардов. Эта сумма появилась давно и ничем особо не подтверждена, но на всех сайтах и в некоторых газетах фигурирует именно эта фантастическая цена за самарский стадион.

И это печально. Самара снова смотрится мотом. Миллиарды и завышение стоимости работ? Возможно, но качественное выполнение этой задачи вряд ли будет намного дешевле. Или мы строим по «португальскому» варианту типовой проект, при котором вся стройка обходится в районе 50 миллионов евро. Или подороже – получше. Но это, конечно, за границей такая стоимость. Вот что писал об этом в «Новой» Андрей Кочетков.

…Даже если предположить, что цена самарского стадиона останется на том же уровне, который был назван, любопытно сравнить его со стоимостью зарубежных аналогов. Например, 40-тысячный стадион в Барселоне «Корнелья Эль Прат» (примерно такой же вместительности планируется построить и в Самаре), введённый в эксплуатацию в 2009 году, обошёлся в 107,7 миллиона долларов. Притом что козырёк стадиона одновременно является солнечной батареей, а владельцы объекта продают электроэнергию, вырабатываемую объектом, в прилегающие районы. Впрочем, это не совсем корректный пример для сравнения. Этот стадион был признан ФИФА в 2010 году самым лучшим по соотношению цены и качества.

Тем не менее можно ориентироваться на средние показатели стоимости, называемые УЕФА. Думается, что эта организация вполне компетентна в таких вопросах. По сведениям, приводимым газетой «Спорт-Экспресс», по мнению УЕФА, одно место на современном стадионе должно стоить около 3000 евро. По словам руководителя департамента градостроительной деятельности министерства строительства и ЖКХ Анатолия Баранникова, новый самарский стадион должен быть рассчитан на 46 000 мест. Соответственно, в пересчёте на доллары, исходя из мнения экспертов УЕФА, он должен стоить 204,5 миллиона долларов…

КТО БУДЕТ

делать это всё? За европейские или азиатские деньги? Необходимо нанимать профессионалов. Это очевидно. Разработать стадион местной архитектурной силой не удастся. Нет опыта со стадионами у нас. Нет вообще больших проектов, реализация которых осуществлена самарскими спецами. Значит, нужно привлекать на конкурс известных и опытных. С самого начала преодолевать местечковость. Тем более, в Самару приезжали представители немецкой фирмы GMP international architects and engineers. Представили свой проект планировки. И главному архитектору города Виталию Стадникову вполне по силам организовать рабочий процесс в международной группе проектировщиков – он учился во Франции и Германии, хорошо знает мировой контекст и профязык. Но снова мы приходим к необходимости объединения усилий. Будем делать все вместе. Объединив усилия. И это тоже смысл. Отойти от системы «ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь» и практики продавливания решений персонально интересных отдельным лицам, как это произошло с переносом моста с улицы Самарской на улицу Фрунзе. И все молчали. Но теперь у нас есть политическая воля, и будем надеяться, что нам ее хватит на ближайшие шесть лет.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.