ДМИТРИЙ АЗАРОВ: «Стратегия Самары – общее дело всех горожан»

Мы встретились с Дмитрием Азаровым через полгода после его избрания. И не стали говорить с ним о насущном и сиюминутном. Попробовали представить себе, как будет решать Самара глобальные вопросы, стоящие перед ней. Стратегия и тактика. Удревнение города и место под стадион. Вам кажется это неважным на фоне весенних дорог? На самом деле все эти вопросы очень тесно связаны.

— Вы уже полгода на посту мэра, и, наверное, какое-то конкретное видение у Вас уже сформировалось. Расскажите подробнее о стратегии развития Самары, на что нам обратить особое внимание как жителям, в чем Вам помочь?

— Вопрос развития города очень простой и сложный одновременно. Понятно, что всем хочется жить в красивом, комфортном, современном мегаполисе прямо сейчас. Но этому предшествует огромная работа, в том числе и по планированию. Разумеется, долгосрочная стратегия развития не может быть сформирована за полгода. За это время мы провели ревизию того, что было сделано до нас. К примеру, когда я работал в должности первого заместителя главы города, мы приступили к разработке долгосрочной стратегии развития городского округа Самара. Были созданы стратегический и экспертный советы, определены тематические группы, направления, привлечены эксперты. Но, к сожалению, с 2008 года эта работа остановилась.

Мы начинаем не с нуля. Хотя, безусловно, эти материалы нуждаются в существенной доработке. И не исключено, что стратегия развития Самары и дальше будет корректироваться в соответствии с новыми вызовами, которые ставит перед нами день грядущий. Наглядный пример – Самара вошла в список городов, которые в 2018 году будут принимать чемпионат мира по футболу. Это очень мощный импульс, который мы, конечно же, не можем не учитывать при разработке стратегии.

В ближайшее время мы планируем вынести наши наработки на широкое общественное обсуждение. Считаю принципиально важным, чтобы в разработке стратегии развития города приняли участие жители. Стратегия города не должна формироваться в тиши чиновничьих кабинетов. Она может появиться только как некое общественное соглашение, сумма интересов всего городского сообщества.

— Существуют ли сейчас какие-то конкретные механизмы участия общественности?

— Да, конечно. В частности, мы будем проводить масштабные опросы граждан. Анкеты у нас уже разработаны, и сейчас мы думаем над тем, как сделать максимально удобным и эффективным процесс сбора данных. В частности, мы планируем при всех администрациях районов, в крупных муниципальных учреждениях открыть пункты по приему пожеланий граждан. Кроме того, мы проведем анкетирование в местах массового посещения людей — это и площади, и набережная, и крупные торговые центры.

При этом, конечно, драйверами формирования стратегии будут профессионалы. Я очень рад, что мы, например, договорились с советом ректоров Самары об их непосредственном участии в разработке стратегии. Это, пожалуй, самое интеллектуальное объединение в городе. Потенциал высшей школы, который есть в Самаре, к сожалению, в последние годы совершенно не использовался для нужд города. Также в эту работу будут включены общественные организации, профессиональные и бизнес-сообщества, российские и международные эксперты.

— Кстати, не легче ли ограничиться силами сторонних экспертов? Возьмем пример Перми, куда просто привезли для разработки транспортной схемы голландскую компанию, которая на этом специализируется…

— Мы используем опыт других городов и в том числе Перми. Как я уже сказал, будем привлекать и международных экспертов. Но многое, я уверен, мы сможем сделать и своими силами. В администрации трудятся профессионалы. Например, что касается той же концепции развития транспортной отрасли – она нами уже разработана. И я могу сказать, что этот документ – лучшее, что я видел из всех перспективных наработок. Конечно, при разработке этого документа мы учли и опыт наших соседей. Более того, некоторые специалисты, которые работали в других регионах, непосредственно участвовали в разработке этой стратегии. Вообще, у нас получился очень хороший сплав людей, которые работают непосредственно «на земле», людей, которые имеют большой опыт административной работы в этой отрасли, представителей научной школы.

-Мы с вами уже упомянули тему чемпионата мира по футболу, но хотелось бы остановиться на ней подробнее. Потому что такой значимой точки отсчета у нас, наверное, не появится ни сегодня, ни завтра.

— Да, по потенциалу это можно сравнить разве что со строительством второго АвтоВАЗа…

— Но в то же время, согласитесь, что это очень проблемный момент. Потому что уже сейчас, как я понимаю, общественная оценка проекта по строительству стадиона на стрелке Волги и Самары неоднозначная, есть обеспокоенность за сохранность старого города…

— А в городе сколько людей живет? Один миллион сто шестьдесят тысяч человек. Неужели вы думаете, что, какое бы замечательное решение ни было, оно будет единодушно воспринято абсолютно всеми людьми? Такого решения не может быть ни в одном направлении деятельности. А уж в вопросах городского управления это просто невозможно. А тут, представляете, какое сочетание? Все же знают, как нужно управлять городом и как играть в футбол. Самая трудная работа в нашем городе – это работа мэра и тренера «Крыльев Советов» (смеётся).

Что же касается размещения стадиона… Вы знаете, что площадок рассматривалось несколько. Я делал соответствующий доклад на заседании областной рабочей группы по подготовке и проведению ЧМ-2018, где предложил к рассмотрению, помимо упомянутого вами места, еще три площадки. Так называемое «Самарское Заречье» (территория, которую ещё в советские времена планировали развивать и застраивать), территорию завода имени Масленникова, поселок Красный Пахарь, известный всем рокерам России как площадка фестиваля «Рок над Волгой».

Специалистам FIFA очень понравилось живописное, знаковое место на стрелке. И я понимаю, чем они руководствовались при принятии решения.

Для нас, как для жителей Самары, выбор этой площадки имеет огромное значение. Ведь строительство стадиона на стрелке тянет за собой необходимость максимальных преобразований в нашем городе. А город в этих преобразованиях крайне нуждается. И это касается всего – инженерных сетей, транспортных коммуникаций, ремонта фасадов, жилого фонда и т.д.

И если место все-таки будет выбрано здесь, мы будем просто обязаны найти силы и средства, чтобы все эти преобразования осуществить.

Вы знаете, уже озвучены жесткие требования FIFA, в том числе и по доставке гостей из аэропорта. Но я считаю, что, с учетом современных технологий, все эти задачи решаемы. Другое дело, что нам придется для этого очень серьезно поработать.

— Засучить рукава придется?

— Мы их засучили с первого дня работы в мэрии. Проблема не в этом. Может возникнуть вопрос финансовых ограничений.

Если денег дадут и скажут «да» – все можно сделать. Мы решим вопрос, который 50 лет в нашем городе не решается, — это проспект Карла Маркса. По сути, сегодня он является не проспектом, а тупиком, хотя планировался как центральная магистраль. Совершенно точно и очевидно построим набережную реки Самара, получат развитие депрессивные территории, которые есть на карте города, решим проблему нехватки транспортных артерий. Также для нас принципиально важно сохранить историческую часть города. А это вопрос реставрации зданий, полной замены инженерных сетей, всей существующей инфраструктуры.

При этом я сейчас назвал минимальные задачи, без решения которых строительство стадиона на стрелке не логично. Но их решение требует колоссальных финансовых вливаний в город. Смогут ли нам их предоставить? Вопрос открытый.

— Я был в Барселоне, и считаю, что если бы в 1992 году там не прошла Олимпиада и не было бы вложено столько денег, сил, энергии, Барселона вряд ли бы стала тем, чем она является сейчас.

— И это притом, что Барселона – столица очень богатого региона и уж точно более чем самодостаточного. Ваши слова – еще одно подтверждение тому, что именно такие события позволяют выходить городам на качественно новый уровень.

— Вопрос по 425-летию Самары. Будет ли оно праздноваться? Я слышал, что оно переносится все-таки на осень.

— Оно будет праздноваться обязательно.

У нас намечено свыше 80-ти мероприятий по празднованию Дня города. Что же касается собственно даты празднования, то в этом году мы решили провести сразу два Дня города. Основные праздничные мероприятия, как и в последние годы, пройдут 28 мая. Праздник будет проходить сразу на нескольких городских площадках, в каждом районе города – на площадях, в парках и скверах. Такая схема проведения городских праздников уже была отработана при проведении Масленицы в марте этого года и доказала свою эффективность. Однако будем праздновать и в сентябре, тем более, как раз в это время мы будем отмечать 160-летие Самары как губернской столицы. Этой дате мы тоже посвятим ряд мероприятий как на городском, так и на областном уровне

Собственно, сентябрьский День города – это исторически верный праздник. Об этом нам говорят историки и краеведы. Поэтому считаю, что историческая справедливость в этом вопросе должна быть восстановлена. Тем не менее, я посчитал, что с полным переносом праздника можно повременить. Ведь столь кардинально менять дату одного из любимых праздников горожан, да тем более в юбилейный год, было бы неправильно. Поэтому сначала мы проведем некую «перезагрузку». В частности, будем вести просветительскую работу по восстановлению традиционной даты празднования.

И думаю, что со следующего года мы восстановим историческую справедливость и окончательно перейдем на празднование Дня города в сентябре.

На самом деле к таким юбилеям, как 245-летие Самары, нужно готовиться хотя бы года три-четыре. И очень обидно, что время упущено. По большому счету, даже в 2010 году ничего не было сделано для подготовки к этому юбилею. Никаких задач не ставилось, и это, конечно, досадно. Можно было бы сделать гораздо больше, потому что жители ждут чего-то большего, чем праздник. Поэтому я рад тому, что один значимый подарок для города в этот юбилей мы сделаем. Вы знаете, что уже этим летом будет проведена реконструкция второй очереди набережной, и губернатор Самарской области поддержал нашу инициативу.

— Доступ на вторую очередь будет полностью закрыт все лето?

— При проведении работ мы предполагаем сделать так, чтобы жители могли пользоваться пляжем. А то, что будут некоторые неудобства, связанные с ремонтом, — это действительно так. Также как будут неудобства, связанные с передвижением по дорогам в Самаре, потому что у нас серьезные планы по капитальному ремонту дорог. Но без этих неудобств невозможно двигаться вперед. И мы должны это понимать. Либо мы живем там, где мы живем, и привыкаем к этим условиям, либо мы признаем, что искусство требует жертв и придется некоторое время терпеть неудобства. Я думаю, жители это поймут и отнесутся к этому правильно.

Планируя мероприятия к 425-летию, мы уже готовимся к следующей круглой дате – 430-летию Самары. Именно так, загодя, и нужно готовиться к юбилеям родного города.

— Какова вероятность, что 430-летие превратится в 650-летие?

— Действительно, не исключено, что дата основания города будет меняться. Потому что, как вы знаете, на областном уровне создана рабочая группа по изучению исторических материалов и определению даты основания Самары.

— Ну, люди здесь живут с эпохи неолита, и тут, я понимаю, речь идет о картах венецианских купцов и о других документах?

— Как выяснилось, одних карт мало. Нужны археологические изыскания. Обязательно нужно археологическое подтверждение. Историки настойчиво говорят о том, что, несмотря на карты и раскопки, важно также доказать непрерывную связь поселений XIII-XIV веков и XVI века.

Конечно, мне, как не профессиональному историку или археологу, это кажется странным. Ведь, например, все знают, что город Париж ведет свою историю от римского поселения. И никому не приходит в голову искать «связь поколений» и «непрерывную жизнь» в этом городе. Просто парижане ведут свою историю именно от Лютеция, и всё.

— Более того, известно, что почти два века Парижа почти не существовало — в раннем Средневековье.

— В том-то и дело. Но у нас историки более грамотные, чем во Франции, поэтому мы будем доказывать эти факты и искать тому подтверждение. В конце концов, определение даты основания исторического поселения – это дело не политиков, а, в первую очередь, историков. И выводы будут делаться исключительно на основании тех данных, которые нам покажет исторический срез.

5 thoughts on “ДМИТРИЙ АЗАРОВ: «Стратегия Самары – общее дело всех горожан»”

  1. Интересно, мнение каких историков имел в виду Дмитрий Игоревич, говоря о переносе дня города на осень?

     

    Главный самарский специалист по ранней истории самарской крепости Э.Л. Дубман писал, что по традиции разобранные крепости сплавляли и начинали собирать в моменты, когда тронулся лёд (что, в принципе, довольно очевидно). И Самара, скорее всего, не была исключением. 

     

    А вот специалист по системе местного самоуправления XX века Михаил Матвеев что-то рассуждал про основание города осенью. Азаров теперь ориентируется на Матвеева? 

    Ответить
  2. >> Кстати, не легче ли ограничиться силами сторонних экспертов? Возьмем пример Перми, куда просто привезли для разработки транспортной схемы голландскую компанию, которая на этом специализируется…

    В Перми голландцев привозили не для транспортной схемы, а для мастер-плана. Транспортную схему (а точнее — живую модель) делали сами пермяки, Якимов. В Самаре мы хотим воспользоваться опытом пермяков, Азаров говорит верно. В ближайшем будущем, надеюсь, все произойдет. Стратегию развития транспорта я читал, ее разрабатывал Антон Буслов, создатель samaratrans.info. Это действительно хороший и прогрессивный документ.

    Ответить
    • Андрей! Ты очень хорошо информирован. Кстати, про Буслова мы тоже говорили. Но вот насчет того, что будет реализована его концепция… ты ведь следишь за развитием ситуации вокруг чм-2018? и то, что там говорится о транспорте по-моему не очень совмещается с концепцией Антона.

      Ответить
      • Я не знаю, что говорится глобально о транспорте вокруг чм-2018 кроме 40минутной доступности от аэропорта и моста на Фрунзе. Транспортные проекты по ЧМ-2018 — затратные инфраструктрурные, могут и должны быть выполнены только за деньги вышестоящих бюджетов. У Антона же стратегия развития муниципального транспорта, именно указывается, что должен делать муниципалитет. Она абсолютно «по деньгам» для города.

        Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.